понедельник, 27 февраля 2012 г.


Андрей Мамыкин об ACTA: «Они хотят тотального контроля, чтобы брать плату за каждый наш шаг»

Timeout.lv связался с известным в Латвии журналистом и ведущим авторской передачи “Без цензуры”  Андреем Мамыкиным, чтобы узнать его мнение о защитниках авторских прав, о тайном подписании правительством ACTA, а также о тех, кто выйдет протестовать к зданию Кабинета министров 13 февраля.

интервью: Саша Бартуш, специально для Timeout.lv



Аудио-выдержка из интервью (для проигрывания нажмите кнопку play)

Андрей, Вы поддерживаете акцию протеста у Кабинета министров 13 февраля, куда жители Латвии выйдут защищать свои права в связи с подписанием ACTA латвийским правительством, которое без диалога с обществом, без общения со специалистами отрасли, практически тайно подписало данную резолюцию, известив нас всех об этом уже постфактум? 
Я, как человек, который считает свободу слова едва ли не своей личной религией, поддерживаю тех, кто выйдет на акцию протеста. И если не смогу поддержать их лично, поддержу морально. Вообще, в последнее время вся юридическая база сохранения авторских прав и тот вектор, та направленность, куда все это движется, они меня очень пугают (мягко говоря). Если вы посмотрите на программу «Без цензуры», ее выпуски находятся в свободном доступе в сети, в частности, на Youtube, и если кто-то нам скажет «дайте запись» после того, как она вышла в эфир, мы с удовольствием эту запись дадим. Хотя, замечу, у этой программы также есть свой правообладатель. Но меня пугают даже не те, кто печется за свои права, а те, кто без моего ведома начинает их защищать. Как в советское время, когда хотели всех осчастливить, загоняя  в пионеры и комсомол, заставляя носить белый верх и черный низ.  
Так, сегодня можно получить штраф от всяких блюстителей прав просто за то, что какая-то музыка играет в твоем кафе.
И в этом смысле интернет до сих пор оставался пространством свободного духа, но вероятно это тоже кому-то не нравится. Пусть я не сторонник теории заговоров, но точно могу сказать, что есть люди, которые в первую очередь представляют свои бизнес-интересы, которые якобы под предлогом защиты авторских прав начинают “защищать” тех или иных авторов, нередко даже не спросив согласия этих авторов.

Если в двух словах: акцию поддерживаю, приду ли лично, не знаю, но считаю что эта акция абсолютно справедливая и, главное, совершенно демократическая.
И самое главное, меня пугает абсолютный цинизм и тупость нашего госсекретаря министра экономики, который сказал, что присоединение к ACTA для Латвии ничего не значит. А если не значит, зачем присоединились? Например, в тот же день Латвия вышла из Всемирной туристической организации, так как посчитали, что членство Латвии в ней ничего не значит, а надо платить 45 тысяч членских взносов, что это дорого для нас как для страны. А зачем мы туда присоединялись? Кто это пролоббировал, кто сидит на проценте, какому министру капает от этого? Я не знаю, для меня это вопрос без ответа.

Аудио-выдержка из интервью: Куда мы движемся? (для проигрывания нажмите кнопку play)


Самое главное здесь, это «тактика осчастливливания»: сейчас мы будем бороться за ваши, господин Мамыкин (Папыкин, кто-угодно…), авторские права! А я вас просил?

Наверно, конечно, плохо, что Филипп Киркоров от прослушивания песен в интернете недополучает какие-то евроценты. Но также невозможно заработать все деньги, нельзя съесть всю еду на планете, нельзя выработать и потребить абсолютно все электричество. Всегда будет «серая зона». Ни одна страна в мире не может полностью победить теневую экономику, это неизбежно.
Против лома нет приема, и нельзя бороться за соблюдение всех авторских прав. Ну, нельзя! Тем более, интернет не может быть латвийским или российским, или китайским, может есть какие-то доменные имена в зоне „.lv” или „.ru”, но это в принципе свободное пространство.

Точно так же можно ввести налог на дыхание свежим воздухом, что кстати многие писатели-фантасты описывали, и рано или поздно, говорят, это произойдет. Так куда мы движемся?
Вы верите в то, что эта акция сможет хоть как-то повлиять на позицию законодателей в Латвии?
Честно говоря, не верю – я просто циник и научный практик многих других протестов в Латвии, но есть русская пословица «капля камень точит». Если ничего не изменится после этой акции, будет следующая. Эта соберет двести человек, следующая соберет тысячу человек. Не поможет? Значит будет еще акция, которая соберет двести тысяч человек. Капля камень точит!

Знаете, когда-то тоже говорили, что Советский союз и Красная армия не смогут сдержать натиск гитлеровских войск во время Второй мировой войны, и одержать победу в этой войне. В результате, всё нередко решает не чистая математика, а некая сила духа.

Признайтесь, сами пользуетесь возможностью скачивать фильмы, музыку, тексты книг из интернета?
Да, пользуюсь. Но скачиваю для того, чтобы посмотреть сам, своей жене, сыну и друзьям. У меня нет подпольного кинотеатра, на котором я зарабатываю миллионы, приглашая к себе весь подъезд (как это было в конце 80-х годов, когда, если помните, появились первые американские фильмы на кассетах VHS с польской озвучкой и с прищепкой на носу).
Понимаете, я не скачиваю по сто фильмов в день, у меня нет времени на это, для меня это не бизнес. И, пользуясь языком псевдозащитников авторских прав, скачав один фильм как бы «нелегально» (как они считают), вполне возможно я придя в магазин куплю лицензионный фильм, увидев его в корзине «быстрых покупок» у кассы, просто потому, что замечу лицо  любимого актера на упаковке или фамилию любимого режиссера. Или увижу фильм, который сам по себе может не очень кассовый, но он мне понравился, потому что я его уже смотрел, а потому подумаю: давай я его куплю!
Рано или поздно, автор получит от меня свои сантимы или латы. Защитники же авторских прав хотят, чтобы за каждое свое движение платил именно им.
А почему же Вы, по логике защитников авторских прав, сразу не отправляетесь искать, выяснять, где в Риге можно купить вот этот конкретный фильм, а просто скачиваете его из сети?
Потому что жизнь такая! Потому что спать, есть не успеваешь, а в домашнем компьютере ты можешь поставить фильм на закачку и пойти заниматься делами. А чтобы добраться до магазина, нужно сесть в машину, залить туда бензин, потратить два часа и возможно ты этот фильм не найдешь. Можно, конечно, заказывать доставку в интернете, но есть экономический аспект – который для меня может не очень актуален, но для других он актуален – играет свою роль, так как так выходит сильно дороже. Представьте, если бы закачивание фильма стоило бы 10 сантимов, многие бы даже платили такую сумму за фильм. Об окончательной цене можно конечно поспорить, но этот аспект нужно принимать во внимание.

Вообще, у меня возникает ощущение тотального контроля и безумного ценника за каждый свой шаг. Хотя, может быть, я не прав.
Вы готовы поддержать общемировую акцию в марте, когда люди планируют воздержаться от походов в кино, покупок дисков и аудио-треков в сети, приобретения книг, как и максимально воздержаться от бесплатного просмотра, прослушивания и вообще потребления такого рода контента в интернете?
Акцию поддержать готов, хотя я крайне редко хожу в кино и даже сейчас пытаюсь вспомнить, когда в последний раз был, а значит мое личное участие ни по кому финансово не ударит. Но тех, кто желает присоединиться к этой акции, я понимаю, и разделяю их мотивацию. Да, я их поддержу.

Комментариев нет:

Отправить комментарий